ОБЩИЕ СЛОВА

     Изготовление акустических систем собственной или заимствованной конструкции есть дело более дорогое и кое в чем более сложное, чем изготовление усилителей.
     Почему дорогое - понятно. Советские динамики, часто упоминаемые в ФИДО и форумах любителей самодельщиков, стоят мало, но годятся только для тренировки. Поэтому человек, который хочет сэкономить в цене по сравнению с ценой промышленных 35АС, не вполне адекватен.
     Сэкономить можно, но не это является основной целью. Адекватная цель - сделать красивую вещь с хорошим звучанием за разумные деньги. Порядок цен качественных относительно недорогих импортных динамиков составляет от $50 (пара пищалок) до $250 (пара 10 дюймовых басовиков). В колонках их, как минимум, 2 пары...
     Отсюда следует, что сделать что-то дешевле КЕФ Коды 7 и того же качества нельзя. Лучше купить готовые.
     А вот сэкономить по сравнению с АС за $3000 можно. Как правило, чем дороже АС, тем меньший удельный вес в цене занимают динамики. В недорогом полочнике - это до трети цены, в недорогих напольных системах - процентов 25, а в АС за 50 000 (не рублей) - процентов 5 - 10.
     В качестве примера можно привести содранный любителями известный Проак 2.5, стоящий в магазине (цены московские) от 4600 до 5500 баксов (в зависимости от отделки корпуса), при этом, динамики для него в Москве же можно приобрести за 450 баксов.
     Но хватит о деньгах...
     Почему это трудное занятие?
     Дело в том, что акустика, как наука - вещь сложная и нетривиальная. Кроме того, создавая АС с нуля, необходимо не только слушать, но и мерить.
     Мерить нужно, как электрические величины, так и акустику. А для этого нужен микрофон (специальный баксов за 300 минимум) с предусилителем и блоком питания (еще столько же) и так называемая безэховая камера. Последняя представляет собой эллипсоид вращения высотой в три этажа и диаметром (горизонтальным) метров 7 - 8. Бывают и больше.
     Это не значит, что самому спроектировать АС нельзя в принципе. Таких камер нет у многих колоночных фирм, а колонки они делают.
     Есть измерительные системы, которые позволяют измерять в обычной комнате, как в камере. Это LAUD, CLIO, ETF, LMS. Клио, для справки, стоит примерно 1500 баксов в полном и 800 в лайт варианте. При этом надо иметь компьютер.
     Из последнего абзаца опять не следует, что для человека из России здесь все закрыто. Безэховая камера есть на Физфаке МГУ (была 10 лет назад) или в каком-нибудь НИИ, где зарплата баксов 100. Так что договориться всегда можно.
     Кроме того, если сделать АС по готовым чертежам проверенного набора и вставить туда динамики вообще без измерений, то результат может быть и ничего, а если при этом настроить ящик на низкой частоте, то и очень ничего.
     Какие задачи должен решить колонкостроитель?
     1). Предварительное проектирование. Для этого можно воспользоваться программами типа JBL Speakershop (примитивная), UniBox (бесплатная и очень хорошая вещь), или LSPCad. Первая крякнута и доступна на просторах Рунета. Последняя тоже крякнута.Эти проги хороши каждая по-своему. Есть и другие.
     2). Обмер динамиков, особенно НЧ (в смысле измерение параметров Тиля Смолла). Здесь поможет те же JBL Speakershop, LSPcad или книжка Виноградовой "Конструирование громкоговорителей со сглаженными частотными характеристиками" - "Энергия" 1987г. В Рунете она присутствует, как и другая известная книжка Алдошиной и Войшвилло.
     3). Изготовление корпуса.
     4). Сборка.
     5). Измерения и подгонка. Здесь нужны микрофоны и т. д. При этом есть бесплатная программа - "Speaker Workshop", она работает со звуковухой компа, но микрофон все равно нужен. Правда, эта прога версии очень альфа и даже авторами не закончена как следует.
     Небесплатные LspCAD, LSPLab позволяют мерить более качественно (в смысле в них меньше глюков).
     Если вы делаете КИТ, то все сводится к пунктам 2-4 или даже 3-4.
     Спроектировать трехполосную систему труднее чем двухполосную и не в полтора раза, а раза в три.
     А зачем, вообще, надо строить собственные АС? Ведь в магазинах столько всего...
     Если звучание компьютерных колонок и музыка в формате MP3 вас устраивает, то абсолютно незачем. Если же не нравится ничего, что вам по карману, а начинают нравиться колонки, которые вы никогда не сможете купить, то здесь есть место самодеятельному колонкостроителю. Кроме того, продавцы всякой хайэндной чепухи предлагают улучшить звучание вашей ситстемы путем приобретения дорогих кабелей, а если заглянуть внутрь акустики за 1000 баксов, можно найти там провода по 30 центов за метр и электролитические конденсаторы. То есть, фильтр можно улучшить. А если поставить другие динамики, то улучшение будет гораздо более существенным. А тут уж недалеко до изготовления собственного корпуса, который будет существенно лучше, чем тонкостенный промышленный.