Клон ProAc Response 2.5

Это не моя разработка, но мы с моим другом внесли туда некоторую отсебятину. У меня есть отзывы многих людей, повторивших эту АС в различных вариантах.

     Оригинал этой акустической системы сделала фирма ProAc. Сейчас выпускается Response D25 на динамиках Вифа,взамен 2.5 на динамиках Сканспик.
     В 2.5 применялись динамические головки ScanSpeak: мидбас 18W/8535-00 и твитер D2010/8513. Эти головки выпускались давно и выпускаются сейчас, правда сейчас Сканспик принадлежит Tymphany.
     Это ссылки на даташиты динамиков:
     http://www.tymphany.com/datasheet/printview.php?id=87
     http://www.tymphany.com/datasheet/printview.php?id=54
     История клонирования Проака 2.5 длинна, но пересказывать ее не буду. Наибольший и окончательный вклад внес Троелс Грейвсен (Troels Gravesen), его сайт: http://www.troelsgravesen.dk/Diy_Loudspeaker_Projects.htm
     Троелс сделал следующие вещи:
     1. Разработал новый фильтр, который позволил сделать более ровную АЧХ. На самом деле вариантов фильтра было не меньше шести.
     2. Исследовал влияние пропитки на динамики.
     3. Применил более дорогую дюймовую пищалку D2905/9500 и сделал для нее вариант фильтра.
     Это ссылка на даташит:
     http://www.tymphany.com/datasheet/printview.php?id=62
     Что не сделал Троелс и что изменили мы?
     "Родной" Проак 2.5 имел очень большой (до 5 Дб) подъем на низких частотах из-за специфической настройки фазоинвертора. Поэтому его часто было невозможно слушать в маленьких комнатах.
     Троелс не стал менять настройку ящика и оставил почти "родную" геометрию корпуса.
     Вариантов изменения настройки два. Можно было оставить старый объем, но перестроить фазоинвертор (ФИ) на частоту 26 герц, получив при этом почти апериодический переходный процесс. Такая настройка близка к SB4. При диаметре трубы 75 мм, как в настоящем 2.5, ее длина получалось очень большой: 450-480мм в зависимости от заполнения. Правда, если применить трубу диаметром 50 мм, то ее длина получается 18-20 см, Что вполне нормально, так как вкачать большую мощность в 18-сантиметровый динамик все равно не удастся и свиста воздушного потока можно не опасаться.
     Реально объем в этом случае желательно сделать около 40 литров, а не 37, как в оригинале.
     Частота среза по уровню -3 дБ получается около 35 герц.
     Мы применили другой вариант: сделали корпус объемом около 50 литров. Труба диаметром около 70 мм (точно средний диаметр 67 мм) и длиной 200 мм была составлена из двух стандартных, купленных на рынке за 10 рублей штука.
     Настройка при этом получается не совсем оптимальная - около 29 герц и срез тоже в районе 29Гц. При прослушивании народу понравилось, но я бы все же теперь сделал первый вариант.
     Порт ФИ мы разместили на передней стенке АС, так как комната не позволяла отодвигать АС далеко от стенки.
     Заднее расположение ФИ имеет ряд преимуществ и всего один недостаток. Этот недостаток - АС нельзя придвинуть близко к сттене.
     Преимущества заднего расположения - не слышен свист воздуха при больших мощностях, из трубы не слышна середина и собственный резонанс трубы.
     Вот как выглядит готовая АС:
    



     Схема кросовера (фильтра) была использована из PDF файла Троелса, который назывался "New 2.5 Clone Tweeter, Crossover And Speaker Setup".



     В оригинальном кросовере и у Троелса применялись катушки с сердечником с целью уменьшения их активного сопротивления. Мы величили объем корпуса и, поэтому можно было применить катушки с несколько бОльшим сопротивлением, но без сердечника.
     Так выглядит схема кросовера в моем варианте:
    



     Катушки, которые применили мы были намотаны самостоятельно, но можно применить катушки "Мундорф" L140 (1.8 и 0.47 мГн) и L100 (0.22 мГн). Если поставить катушку 1.8 мГн L200, хуже не будет.
     Конденсаторы можно применить Мундорф MCap (белого цвета). Но мы в фильтре ВЧ применили MCap ZN (черные станиолевые). Конденсатор 8.3 мкФ, составленный у Троелса из двух, мы заменили на стандартный номинал 8.2 мкФ.
     Все резисторы, которые мы использовали, это советские МЛТ2 - двухваттные металоокисные. Для получения требуемой мощности они соединены параллельно по три. Например, для получения номинала 4.7 Ом можно соединить параллельно два по 15 и один 13 Ом.
     Можно использовать и импортные двухваттные резисторы. Проволочные резисторы хуже металлоокисных, но более живучи - выдерживают большие тепловые нагрузки. Специальные мощные импортные металлоокисные резисторы (4 и 10 ватт) хороши и удобны, но дороги и их трудно достать. Так что, старые советские МЛТ2 вполне годятся.
     И еще: у Троелса минус сверху, а плюс снизу по схеме, так было и в первой схеме фильтра клона, но мы не верим в эзотерику и подсоединили выход усилителя, как это делают все, к верхнему по схеме выводу, а землю к нижнему.
     Надо обратить внимание на то, что головки в схеме включены с переполюсовкой, то есть присоединены к нижнему по схеме проводу одна "плюсом", другая - "минусом".
     А вот один из кросоверов, собранный на заказ:
    



     Здесь применены катушки без сердечника Janzen, конденсаторы Mundorf Supreme (черные 4,7 мкФ, которые стоят в цепи ФВЧ) и Mcap (белый - стоит в ФНЧ). Все резисторы - десятиваттные, металлооксидные. Кроссовер собран на куске МДФ, детали приклеены термоклеем, а все соединения сделаны с помощью выводов деталей.
     Еще несколько слов про мидбасовый динамик 18W/8535-00. Эта головка исследовалась С.Д. Батем, и он выяснил, что у нее довольно линейный подвес, поэтому эта головка хорошо работает на малых громкостях - не "уходит" настройка ФИ и не пропадает бас.
     На базе примененного мидбаса можно сделать и конструкцию ЗЯ. При объеме около 25 литров получается 50 герц по уровню -3 дБ. Это очень достойный бас для 18 см динамика.
     Если бы я сам проектировал АС на этих динамиках, то возможно, сдвинул бы пониже частоту раздела.
     По результатам прослушивания никакого бубнения в крошечной комнате замечено не было.
     Динамики имеют большой потенциал и при переходе с дешевого сиди плеера Сони на CEC рывок был очень значительным. Также были легко заметны отличия усилителей - клона Квода и клона LCaudio.