My July 2009 Trip To To Tunkinskie Goltsy and Baikal, Part 5

Мой поход на Тункинские Гольцы и На байкал, часть 5

The English Version.

Это последняя часть описания наших скитаний летом 2009 года.
     После довольно тяжелого похода по Тункинским гольцам, мы устроили себе матрасную часть. Сначала отвисали в Аршане, потом отмокали на берегу Байкала.
     Аршан - это курортное местечко на выходе из гор речки Кынгарга.
     Там есть минеральные источники, парк, пансионат (или санаторий) советского вида с дорожками для терренкура в горах, и много интересного в окрестностях.
     Выше по реке есть красивые водопады, и само ущелье красиво.
     Вдоль дороги к Аршану расположены вулканические конуса. Они видны прямо с дороги, просто надо знать, куда смотреть.
     В окрестностях есть еще места с минеральными источниками (например, Жемчуг), радиотелескоп, дацаны, озера и река Иркут. Туда могут довезти неорганизованные частники или экскурсионные автобусы.
     Место это тихое и в нем хочется остаться подольше, забыв про дела и заботы.
     Остановиться можно во многих местах. Жилье сдается - как частниками, так, думаю, можно и в гостиницах и пансионате найти место. Чем ближе к верху - к горам, тем дороже. Цены - низкие.
     Основние источники дохода местных жителей (в основном, бурятов) - туристы (извоз, сдача жилья, еда), рубка леса (в основном, незаконная), мясной скот и "дары леса".
     По всей Тункинской долине пасется огромное количество скота. Поэтому, все еда содержит мясо. При этом с овощами - проблема. Поэтому, в позах (местные вкусные штуки - мясо в тесте) и в чебуреках много честного мяса.
     Мы питались в столовой около рынка. Там дешевле, чем в "кафе" наверху, а по качеству также хорошо. Примерно за 600 рублей на четверых наедались так, что заказанный вдогонку чебурек с трудом укладывался над борщом, позами и салатом...
     Если не бродить в горах экстремально и автономно, как мы - можно базироваться в Аршане, совершая вылазки в горы и по окрестностям, пить минералку и худеть или поправляться в зависимости от программы. Программу можно растянуть недели на две.
     Можно собирать грибы и ягоды, если отойти подальше в лес.
     Начинать горный поход в Аршане можно, но перевалы вокруг Аршана довольно сложные - минимум 1Б (кроме Аршанского, который ведет на север). Поэтому, если вы не монстровый горный ас, лучше заходить в горы западнее Аршана.
Забор участка, где мы жили
Центральная улица

"Первый", нижний водопад

"Первый" водопад.
Старая лиственница
Старая лиственница - памятник природы.

Мы съездили в Жемчужный - еще одно место на берегу реки Иркут, где есть минеральные источники.
Иркут и Жемчуг
Река Иркут и Жемчуг
Вулканчик у дороги
"Вулканчик у дороги.
Может, останитесь еще?

Отвиснув в Аршане и налопавшись поз, мы поехали на Байкал.
     Добраться туда, куда нам хотелось, можно было только на поезде, который ходил по неясному расписанию от Слюдянки. Когда мы выбрались в Слюдянку на машине, мне позвонил Анатолий, который до этого уехал на остров Ольхон, и сказал, что сегодня поезд идет на пару часов раньше, чем я предполагал. Я решил дуть на следующую после Слюдянки станцию Култук. Путь к ней был на 20 км короче, чем до Слюдянки. В результате мы с трудом нашли собственно станцию, на которой никто не продавал билеты, и прождали поезда часа 3. За это время можно было купить хлеба, который на Кругобайкалке является дефицитом, как в совке...
     Это карта той части побережья Байкала, где расположена историческая часть Кугобайкальской железной дороги.
     Если кликнуть на маленькую картинку, откроется большая, на которой читаются названия.
     Кругобайкалка
Кругобайкальская железная дорога.
     Станция Култук на карте слева. Километры отмерялись от Иркутса, поэтому номера километровых столбов уменьшаются слева направо.
     В этот день все же все сложилось. Мы не опоздали на поезд. Приехали в классное место - Половинная - и встали прямо на берегу в хорошем месте.
     При этом, мы ехали в экскурсионном поезде поезде, который останавливался во всех инересных местах.
     На поезде ехала куча иностранцев (японцев, немцев и других).
     Работал буфет, так что можно было выпить пива, которого я не пью в обычных условиях, и купить малосъедобной жратвы.
Станция Култук
Станция Култук, горы - Хамар Дабан
Хозяин станции
Хозяин станции.
Здание станции
Здание станции - 157 километр.
Поселок Култук и первый мост на Кругобайкалке
Жук
Жук.
Бабочка
Бабочка.
Первая остановка
Первая остановка. Наш поезд, мыс Ангасольский и мост через речку Ангасолка
Мост и Мыс Ангасольский
Бетонный мост и Мыс Ангасольский.
Часовня - новодел
Пипл
Пипл.
Строгая эльфийская принцесса
Строгая эльфийская принцесса. Не пускает экскурсантов лезть вверх по тропинке, чтобы не убились, дурашки.

Вторая остановка на пути была у интересного сооружения. Это Киркирей. Там есть короткий брошенный тоннель. Когда его строили, отвалился большой кусок берега. Пришлось начать глубже к берегу. В результате пришлось делать тоннель раза в четыре длиннее первоначально задуманного и еще и пустить ручей поверху тоннеля. Зато получилось клевое сооружение, которое простоядо уже больше 100 лет, и больше уже ничего не отваливалось.
Киркирей
Киркирей.
Ручей течет сверху
Ручей течет сверху.
Брошенный тоннель
Брошенный тоннель.
Сталактиты
Сталактиты - выросли на 15см всего за каких-то 100 лет.
Багаж
Багаж.
Из окна
Вид из окна, Маритуй.
Маритуй
Маритуй.

По дороге мы проехали интересный объект. В поезде нам сказали, что это дача начальника железной дороги. В интернете я потом нашел легенду этого объекта:

"Здания и территорию бывшей станции Шарыжалгай занимает спортивная база дорожного совета ДСО "Локомотив" Восточно-Сибирской железной дороги. Для неё использованы дома дореволюционной постройки и вагоны, установленные на втором пути и оформленные под домики дощатой обшивкой. Турбаза оборудована игровыми спортивными площадками, помостами для штангистов, столами для настольного тенниса и в основном специализируется на легкоатлетических видах спорта.
Рядом на 136 км. КБЖД распологается центр деловых связей ВСЖД. Быстрый ручей ограждён от разливов высокими каменными стенками, через него переброшен ажурный металлический пешеходный мостик. В комплексе базы — гостиницы, бани, сауны, причалы для судов, в т. ч. спортивных, бассейны, «мельничные колеса», беседки, фонтаны, декоративные фонари. Уложен дополнительный путь со стрелкой для приёма вагонов."

Также в инете есть реклама дайв клуба, который возит дайверов туда достаточно дорого.
     На "объекте" не было ни души.
     Версия "дача начальника" кажется мне более адекватной. Легендировать ее пришлось, потому что поезда с плебсом ходят мимо и совсем ее не скроешь.
     Мне сфотографировать объект не удалось, поэтому я использовал снимки Анатолия.
Спецпричал
Спецпричал.
На другом берегу виден Хамар Дабан
На другом берегу виден Хамар Дабан.
Жизнь удалась!
Жизнь удалась 2
Жизнь удалась 2.
С видом на Байкал
С видом на Байкал.

Наконец мы приехали в Половинный. Нам сказали, что там стоит встать - хорошее место. Как выяснилось позже - это центр торговли рыбой, там есть два тоннеля - самый длинный Половинный (почти 800м) и самый короткий - Чайкинский, около 30м (проезжая его надо загадывать желание), паровоз на приколе и клевые пляжи.
     Мы прошли через тоннель "половинный" выход из которого светился, как казалось, совсем близко. Но не зря это самый длинный тоннель. Чтобы пройти его насквозь, надо минут 10. Все места под палатки были заняты, и мы встали прямо на песке у воды.
     Ручья рядом не было, и мы брали воду из озера. Мф ее кипятили, но я пил и сырую. Вода была довольно хоолодной, и концентрация кишечной палочки была небольшой.
Половинный
Наш поезд пошел дальше
Наш поезд пошел дальше.
Лагерь
Лагерь, за мысом пляж, закрытый с двух сторон.
Берег
Берег, видны пляжи и наш лагерь.

В первую ночь штормило и волны доставали до палаток.
     На следующее утро было тихо и светило солнце. Мы прошли тоннель назад и двинулись на разведку в деревню. Омуль горячего копчения и просто свежий был нашей добычей.
     Поглазели на паровоз, мосты, тннели, речку и деревню. Наконец, удалось занырнуть в озеро. Вода была градусов 14.
Это было давно
Это было давно.
Мотовоз
Мотовоз привез хлеб.
Пляж со стороны деревни
Пляж со стороны деревни.
Река и деревня
Река "Половинная" и деревня.
Паровоз
Паровоз.
Мосты
Мосты.
Коротккий тоннель
Самый коротккий тоннель желаний - Чайкинский.
Поезд для туристов
Поезд для туристов на паровой тяге.
Вечер
Вечер. Ближний огонь - костер, дальше Пономаревка, еще дальше (много огней) Ивановка (Нейтринная лаборатория)

Пока мы стояли на пляже у мыса Половинный, я ходил по окресностям (в основном - в сторону порта Байкал (направо по карте). Там располагались два объекта: Пономаревка и Ивановка (реки и поселения). В Пономаревке живут кто-то из рыбнадзоа или работников национального парка. Оттуда (вроде) к нам приплыла тетка и сняла по 20 рублей с носа за каждую ночевку. Эти же ребята (по моим наблюдениям, которые потом подтведили местные) ловят всю рыбу, которую вялят и продают в Половинном. Здесь продолжабтся традиции совка - что охраняю, то и храню.
     Вообще, надо сказать, что, если в Аршане (Бурятия) было полно мяса, но не было рыбы, то на Байкале (Кругобайкалка - Иркутская область)не было хлеба и мяса (насчет хлеба надо договариваться с поездной бригадой), а мяса там нет в принципе. Водителям, которые возят туристов из Слюдянки в Аршан, не приходит в голову взять туда мешок вяленой рыбы, а обратно - коровью ногу.
     Вообще, пока я сидел на берегу я придумал для местных несколько бизнес проектов, которые могли бы их вытащить из нищеты. Например, на любой точке, где останавливаются поезда с туристами, можно было бы варить кофе. Одна кофе машина окупилась бы за месяц.
     Окрестности Половинного:
Закрытый пляж
Закрытый пляж.
Мыс, отделяющий закрытый пляж от нашей стоянки
Мыс, отделяющий закрытый пляж от нашей стоянки.
Мыс Половинный
Мыс Половинный.
Гнездо браконьеров
Гнездо браконьеров рыбоохраны - Пономаревка.
Орудия незаконного лова
Орудия незаконного лова рыбоохраны
Пошел ловить
Река Пономаревка
Река Пономаревка.
Пономаревка
Станция Пономаревка
Станция Пономаревка - вид на мыс Ивановский
Станция Пономаревка - Вид на мыс Половинный.
Ручей
Знак

На станции Ивановка, куда я дошел во время верней прогулки, я увидел скопление кунгов, катушек с проводами и бехники в разной степени разрушения. Это была нейтринная лаборатория Академии Наук. Она до сих пор имеет какое-то финансирование, так как по территории перемещались бородатые и очкастые особи, которые не были похожи на местных, в речи не было мата.
     Я по-хорошему позавидовал людям, которые могут совместить пребывание на отдыхе в классном месте с командировочными и зарплатой.
Мост через Ивановку
Мост через Ивановку.
Здание
Историческое здание, оккупированное нейтринной лабораторией, Ивановка
Осколок совка
Осколок большого совка

На берегу Байкала в районе Кругобайкалки живет много птиц, насекомых и млекопитающих. Есть много редких растений.
Травки
Красная  смородина
Красная смородина
Мертвая бабочка

В назначенный день и час приехал поезд (куда мы вписАлись заранее - когда ехали в Половинный). Мы поехали в порт Байкал. По дороге остановились у Итальянской Стенки - это место есть на рекламных фото.
Галлерея
Галлерея.
Итальянская Стенка
Шумиха
Шумиха.
Возал
Возал порта Байкал, здесь же гостиница и музей
Порт
Музей
Музей.

На пароме мы переехали в Слюдянку, где все места в гостиницах и турбазах были заняты - день был субботний. Нам предожили один двухместный полулюкс за двести баксов, но у нас их и не было. Местный водила, с которым мы оговорились о поездке в Иркутск на завтра, довез нас до брошенной верфи. На входе у шлакбаума стоял охранник. Водила договорился, что мы переночуем на верфи и мы поставили палатки в последний раз. На верфи у брошенного корабля уже стояла палатка, так что мы были не единственными там.