Напольная АС МТМ на мидбасе SEAS H1152 и Morel MD30S

     "Таблетка" на SEAS H1152 и Morel MD30S оказалась довольно удачной конструкцией и хорошо стыковалась с сабвуфером на Визатоне , и логично было на этих АС построить домашний кинотеатр.
     Я решил попробовать сделать МТМ дизайн на тех же динамических головках. Это должны были быть узкие "столбики". Такая АС могла бы служить фронтальной в кинотеатре или использоваться как стереопара с сабвуфером или без.
     НЧ-СЧ головка серии Prestige H1152 . На ней сделаны АС Proac Tablette 8 и Penaudio Rebel.
     ВЧ головка Morel MDT30s имеет фланец меньшего размера (94мм), чем стандартные твитеры, что делает его более удобным для МТМ дизайна.
     У меня все еще есть "тридцатки" из хорошей партии, прошедшей дополнительный контроль.
     Корпус для этой АС был сделан в том же стиле, что и "Таблетки" - прямые столбики в шпоне.
     Вот эскизы корпуса:




     Ширина корпуса меньше, чем у Таблеток.
     Корпус разделен на 3 части. Нижняя - глухая (туда можно засыпать что-то тяжелое, вроде песка), и верхние, разделенные наклонной перегородкой.
     В них располагаются фильтры, трубы ФИ и динамики.
     Боковые стенки отсеков, где расположены динамии, обклеены герленом за исключением мест, где приклеен фильтр.
     Я поместил два мидбаса в несообщающиеся объемы по двум причинам:
         - чтобы корректно померить все динамики;
         - чтобы размыть вертикальный стояк наклонной перегородкой и повысить его частоту в 2 раза.
     Верхняя часть имеет "грязный" объем 4.68 литра, а нижняя 4.59 литра. Стенки обклеены герленом.
     "Чистый" объем обоих частей ("грязный" минус герлен, динамики, трубы ФИ и фильтры) - около 3.8 литра.
     Лучше было опустить нижнюю перегородку на 1 см, чтобы увеличить нижний объем, так как фильр располагается в нем.
     Фазоинверторы имеют следующую конструкцию:



     Оголовок фазоинвертора куплен в магазине "Чип и Дип", а труба сделана из электротехнической трубы 28х32мм.
     Я сделал трубу окого 120мм длиной, но можно было ее немного укоротить.
     Корпус имеет высоту всего 920мм без шипов, и пищалка располагается на высоте порядка 750мм. Поэтому, я рекомендую слегка наклонить шипами корпус назад, чтобы центральный лепесток диаграммы направленности смотрел на голову слушателя. Можно, конечно, сделать корпус повыше миллиметров на 200, но я так делать не стал.
     При измерениях и первом прослушивании синтепона в корпусе не было, но впоследствии я положил в оба отсека по кусочку размером 140х250мм. При прослушивании без синтепона я не заметил огрехов в звуке.
     Вот фото АС спереди:
    



     И динамики:
    



     Твитер утоплен в переднюю панель заподлицо. Мидбасы "надвинуты" на пищалку. Это хорошее решение со многих сторон:
     - неполностью, но выравниваются акустические оси обоих динамиков по глубине,
     - упрощается передняя панель,
     - сближаются центры излучения, что улучшает характеристики направленности.
     Корпус имеет простую конструкцию, что позволяет его легко повторить. Можно, наверное, было сделать подставку побольше для лучшей устойчивости.
     Вот схема кросовера:
    



     В кросовере использовались конденсаторы Mcap Supreme (C1), Jantzen CrossCap (C2, C3) и катушки L100 Мундорф (L1), L71 (L3) и ленточная Мундорф - cfc16 (L2).
     Конденсаторы С2 и С3 можно Мундорф Мсар.
     Посмотрим на результаты измерений.
     Это графики импеданса одного из мидбасов (сплошная), твитера (пунктир)и готовой системы (точки):
    



     Небольшие зарубки на графике импеданса мидбаса соответствуют стоячим волнам в корпусе и концу поршневого режима диффузора мидбаса.
     Эти графики сняты в пустом (без синтепона) корпусе.
     Видно, что эффективность ФИ не очень высока (минимальный импеданс между горбами - 4.5 ома, а при высокой эффективности он был бы около 3 Ом. При окончательной сборке АС все утечки были устранены и эффективность ФИ повысилась.
     АС является четырехомной и минимальный импеданс - около 3 Ом.
     Видно, что частота настройки ФИ получилась в районе 65Гц. Ее можно было бы сделать повыше - герц 70-75.
     Это измеренная и синтезированная АЧХ системы с 1 метра (графики разнесены):
    



    
     Видно, что результат, полученный с помощью симулятора и измерения с фильтром очень близки.
     На поведение кривых ниже 500 Гц обращать внимания не стОит, так как это результат интерференции прямых и отраженных от пола сигналов в точке, где расположен микрофон.
     Система получилась удачной: хорошая динамика и высокая чувствительность.
     Спустя пару месяцев получилось сделать центральный канал на базе этого дизайна.
     Это эскиз корпуса:



     Получилось так: